Уголовное право Российской Федерации

 
 
 

 

 

Получение и накопление информации свидетелем

 

 

Психологический процесс формирования показаний начинается с отправного чувственного этапа - получения извне и накопления информации, без которого невозможно в дальнейшем как запоминание свидетелем определенных событий и фактов, так и передача этих сведений на допросе следователю. Разнообразную информацию об окружающем его мире и о состоянии его организма человек получает лишь посредством ощущений через соответствующие органы чувств, - прежде всего - зрения и слуха.

Следующей, по сравнению с ощущением качественно более высокой ступенью познания действительности является восприятие. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущения, в котором отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а характеризуется присущими ему особенностями (целесообразностью, предметностью и т. д.).

Процесс восприятия чрезвычайно важен для расследования, ибо закон требует, чтобы допрашиваемый сообщал только о фактах, воспринятых им непосредственно, или известных ему со слов других лиц, которые в свою очередь должны были непосредственно наблюдать и воспринимать события и явления, ставшие предметом допроса. Если же какие-то обстоятельства свидетелем не были восприняты или их восприятие было фрагментарным, то указанные пробелы являются невосполнимыми, поскольку невозможно свидетельствовать о том, что не было воспринято допрашиваемым. Попытки же следователя получить информацию по тем обстоятельствам, которые не были в свое время восприняты (или восприняты фрагментарно), могут оказать внушающее воздействие и привести к искажению сообщаемых сведений.

Важную роль в предотвращении следователем указанных ошибок имеет знание им объективных и субъективных условий, от которых зависит качество восприятия.

К объективным факторам относится то, что не зависит от свидетеля, например, неблагоприятные условия наблюдения: кратковременность, отдаленность, недостаточная освещенность, атмосферные помехи и т. д.

К субъективным факторам, затрудняющим получение полной и достоверной информации, следует отнести:

  1. дефекты органов чувств человека - зрения, слуха и т. д.,
  2. снижение возможностей восприятия органами чувств свидетеля под влиянием болезненных состояний, усталости, нервных расстройств, опьянения и других преходящих причин.

Восприятие самым тесным образом связано с мышлением, с пониманием сущности воспринимаемого предмета или явления. Сознательно воспринять предмет - это значит отнести его к определенной группе, классу.

Восприятие также обусловлено рядом факторов, относящихся к личности допрашиваемого. Дело в том, что на восприятии в больше или меньшей степени сказываются особенности личности допрашиваемого, его отношение к воспринимаемому, интересы, устремления, чувства. Полнота и точность восприятия зависят от предшествующего опыта допрашиваемого, объема и характера внимания, содержания деятельности свидетеля, его установки, эмоциональной окраски воспринимаемого. Практически нет ни одной психической закономерности, которая не оказывала бы какого-либо влияния на материал будущих показаний. Достаточно в этом плане указать отрицательное влияние на точность восприятия испуга и аффектов. Наличие таких влияний должно выясняться и оцениваться следователем при допросе.

Специального рассмотрения требует вопрос о характере восприятия, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Под произвольным восприятием в психологии понимается преднамеренное, планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира.

Напротив, при непроизвольном восприятии такая цель отсутствует.

От характера восприятия во многом зависят полнота и достоверность свидетельских показаний. При прочих равных условиях произвольное восприятие обычно бывает более продуктивным, ибо в этом случае свидетель специально ставит перед собой цель наблюдать за происходящими перед ним событиями. При произвольном восприятии мобилизуются органы чувств допрашиваемого, заостряется его внимание. Такое восприятие может быть обусловлено предвидением свидетеля, что он является очевидцем преступления и в связи с этим ему предстоит в будущем давать показания по поводу наблюдаемого происшествия.

В некоторых случаях преднамеренность наблюдения может вызываться необычностью события, возникновением к нему интереса у свидетеля, а так же иными причинами. Следователь во всех случаях должен выяснить непосредственные причины, которые привлекли внимание свидетеля к событию преступления и обеспечили его полное восприятие. Выяснение этих причин позволит правильно оценить достоверность свидетельских показаний.

Среди объективных условий восприятия свидетелю чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью определения различных расстояний и установлением времени. Поскольку восприятие пространства и времени представляет известные трудности для свидетеля, имеет смысл остановиться на некоторых психологических особенностях этих явлений.

В психологии для людей с нормальным зрением выработана специальная таблица расстояний, с которых становятся видны различные объекты. Согласно экспериментальным данным, отраженным в этой таблице, движения рук и ног человека видны с расстояния 700 м, лица людей - 200 м, а мелкие детали лица, например, веки, лишь с 20 м. Однако объективная возможность рассмотреть предмет с определенного расстояния еще не обеспечивает точности зрительного восприятия каждым свидетелем. Здесь необходимо учитывать также индивидуальные возможности органов чувств допрашиваемого.

Большое значение в формировании свидетельских показаний имеет правильное восприятие пространственных промежутков. Экспериментами психологов установлено, что, как правило, ошибки допускаются при восприятии промежутков со значительных расстояний. Дальние от нас расстояния мы обычно склонны считать большими.

Неточности в восприятии пространственных промежутков зависят так же от фона, на котором они воспринимаются, угла зрения, цвета воспринимаемых объектов. Так, экспериментальные данные показывают, что видимая величина предмета в известной мере зависит от его цвета, но только в небольшой, с точки зрения криминалистики не имеющей значения мере. Установлено, что белые объекты на черном фоне кажутся больше по сравнению с тождественными им черными объектами на белом фоне. Это явление носит название зрительной иррадиации. Значение данного явления может иметь место в показаниях о размерах весьма небольших предметов или о предметах, находящихся на значительном расстоянии. Необходимо также иметь в виду, что линии оцениваются менее точно, чем линии, видимые под очень малым углом, или очень большие линии среднего размера. Причем эта неточность имеет определенные тенденции в соответствии с возрастом: у детей - к преуменьшению, а у взрослых - увеличению и т. д.

Отмеченные выше ошибки, допускаемые при восприятии пространственных промежутков и связанные с известным несовершенством наших органов зрения, отнюдь не ставят под сомнение достоверность свидетельских показаний. Они лишь побуждают следователя подробно выяснять на допросе и отражать в протоколе условия наблюдения, в том числе расстояние, с которого свидетель наблюдал интересующие следствие предметы и явления. По лученные при допросе от свидетеля данные в необходимых случаях должны проверяться и уточняться путем осмотров, следственных экспериментов и иных следственных действий. В таких случаях могут быть успешно разрешены возникшие у следователя сомнения в правильности свидетельских показаний в части восприятия пространственных величин.

Важную роль для оценки правильности воспринятого свидетелем играет время, в течение которого он воспринимал интересующие следствие события. По общему правилу восприятие находится в прямой зависимости от длительности времени рассматриваемого процесса: чем длительнее время наблюдения, тем полнее и достовернее свидетельские показания. В следственной практике нередки случаи, когда очевидцы не имеют в своем распоряжении достаточного времени, чтобы точно и полно воспринять событие преступления. Это явление в психологии получило название дефицита времени восприятия. Поэтому на допросе следователю необходимо убедиться в отсутствии дефицита времени восприятия у свидетеля, что является обязательной предпосылкой получения полных и достоверных показаний.

Вопрос о правильном восприятии свидетелем промежутков времени нередко вызывает серьезные трудности при расследовании. Отмеченная сложность в восприятии времени имеет под собой психологическое обоснование. Экспериментами установлено, что так называемое чувство времени вариативно не только у разных людей но и у одного и того же человека при различных психофизиологических состояниях. Поэтому обычно следователь не может рассчитывать на высокую точность свидетельских показаний по вопросу оценки промежутков времени и бывает вынужден использовать иные возможности для уточнения и корректировки этой часта свидетельских показаний.

Необходимо отметить, что в большинстве ситуаций расследования известная неточность свидетеля при определении промежутков времени не играет решающего значения: свидетель располагает достаточным временем для полного и правильного восприятия события, а сами по себе незначительные отклонения во времени не имеют существенного фактического и юридического значения. Иное дело при расследовании быстротечных событий, когда точное определение малых отрезков времени имеет решающее значение для решения вопроса об уголовной ответственности.

Такие ситуации, в частности, имеют место при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что в этих случаях от следователя требуется установление времени с точностью до секунды, а иногда до долей секунды. В большинстве случаев свидетельские показания не могут с достаточной надежностью обеспечить восприятие столь незначительных временных периодов. Исключение могут составить лишь свидетели, которые под влиянием профессиональной деятельности и специальной тренировки достигают высокой точности в оценке Временных интервалов. Обычно для этих целей проводятся автотехнические экспертизы и следственные эксперименты.

Процесс восприятия завершается обработкой полученной информации свидетелем. Воспринимая то или иное явление, будущий свидетель осмысливает, постигает и истолковывает его, используя разные мыслительные операции и логические приемы. В силу различных причин, относящихся как к личности свидетеля, так и к условиям наблюдения, отдельные обстоятельства свидетелем могут быть не восприняты, а воспринятый материал может носить фрагментарный характер. В дальнейшем, стремясь к образованию логически цельной картины, свидетель нередко заполняет имеющиеся пробелы в восприятии, исходя из своего прежнего опыта, из обычного развития обстоятельств. Происходит «подмена» действительного обычным.

Так, потерпевшая М. на допросе показала, что, проснувшись ночью от какого-то шороха, она увидела, что через открытое окно в ее комнату проникли какие-то люди. Потерпевшая включила электричество, и стала кричать. Один из преступников сразу же разбил лампочку, затем преступники скрылись с похищенным. Потерпевшая на допросе утверждала, что преступников было трое, что это были мужчины, переодетые женщинами, и она узнала в них односельчан Бориса, Павла и Фёдора.

В дальнейшем следствием было установлено, что Павел в преступлении не участвовал, а третьим соучастником была женщина - сестра одного из обвиняемых. Объясняя свою ошибку, потерпевшая сообщила, что, включив электричество, она сумела хорошо рассмотреть только Бориса и Фёдора, третьего участника она видела лишь мельком, Павла в нем не узнала, но учитывая, что Павел дружен с Фёдором и что он характеризуется как нечестный человек, подумала, что третьим участником является именно он.

Чтобы избежать перенесения подобной информации в протокол допроса, при получении и проверке свидетельских показаний следует исследовать не только соответствие действительности конечных оценок и суждений свидетеля, но и реальность их чувственной основы, проверяя в необходимых случаях, воспринимал ли свидетель те признаки и свойства, на которых основаны его оценки и суждения.

Использование данной рекомендации, а также тщательное изучение следователем условий, в которых происходило восприятие, во многих случаях поможет правильно оценить достоверность полученных показаний и предостережет следователя от возможных ошибок. Кажущиеся на первый взгляд благоприятными, объективные условия восприятия нередко содержат отвлекающие раздражители и помехи. В этих условиях может возникнуть определенный разрыв между фактически воспринятыми свидетелем обстоятельствами и его интерпретацией событий преступления, что находит отражение в ошибочности показаний. Следователю подчас приходится тратить много времени и сил, чтобы обнаружить причину ошибочности показаний, которая кроется в дефектах восприятия.

Подобная ситуация, в частности, сложилась по делу о разбойном нападении на Веру Жданову. Фабула дела вкратце такова:

Шофер такси Максимов доставил потерпевшую из г. Гомеля в дер. Красную Гомельского района, по месту ее жительства. Возле ее дома на потерпевшую было совершено разбойное нападение. Преступник пытался вырвать из рук Ждановой чемодан и снять наручные часы. Он порезал руки потерпевшей лезвием безопасной бритвы и трижды ударил ее по голове. Жданова активно сопротивлялась и стала громко кричать. Опасаясь, что на ее крик могут сбежаться люди, преступник, ничего не взяв, скрылся с места происшествия.

Потерпевшая настаивала, что преступление совершил водитель такси Максимов. Последний утверждал, что не совершал преступления и, как только Жданова вышла из машины, сразу же вернулся в Гомель. Не верить показаниям потерпевшей у следователя не было оснований, однако ее показания о том, что она закричала в момент нападения, находились в противоречии с показаниями свидетелей Ковалевых. Последние во время преступления сидели на скамейке в 140 метрах от места происшествия и услышали крик потерпевшей лишь тогда, когда такси двигалось в обратном направлении. Указанные показания исключали возможность совершения преступления шофером такси.

Возникла необходимость в выяснении причины расхождения показаний потерпевшей и свидетелей о моменте, когда потерпевшая стала звать на помощь. Ковалевым следователь поставил вопрос: «Какие слова произнесла потерпевшая, когда они впервые услышали ее голос?». Ранее этот естественный вопрос свидетелям почему-то не задавался. Свидетели ответили, что, когда они впервые услышали потерпевшую, та кричала: «Тетя Паша! Помогите!».

Тетей Пашей потерпевшая называла свою соседку - Прасковью Д. Которая на допросе показала, что, услышав крик женщины, она открыла окно и спросила, кто кричит и в чем дело. И лишь после того, как потерпевшая узнала голос соседки, она закричала: «Тетя Паша! Помогите!» Раньше Жданова таких слов не произносила, хотя кричала уже несколько минут.

Следовательно, свидетели Ковалевы не слышали крика потерпевшей в момент самого нападения, а услыхали ее голос лишь после преступления. Выяснилась и причина, в силу которой свидетели не слышали первоначальных криков потерпевшей. Свидетели сидели напротив клуба, в котором в то время демонстрировалась кинокартина. Отчетливо доносившееся до них в момент разбойного нападения звуковое сопровождение фильма заглушило первоначальные крики потерпевшей.

Необходимо иметь в виду, что нередко искажения воспринятой информации бывают вызваны также дефектами органов чувств, прежде всего недостатками зрения и слуха.

По одному из дел Петров, обрисовав приметы преступника, сообщил, что тот рыжий, и указал микрорайон, где преступник проживает. Однако поиски преступника не увенчались успехом, и следователь стал склоняться к мысли, что он введен в заблуждение. Допрашивая Петрова, следователь машинально вертел в руках красный карандаш. Его вывел из задумчивости вопрос Петрова:

- У вас что - принято зеленым карандашом работать?
- Зеленым? Где вы его видите?
- У вас в руках.
- Так он же красный!
- Нет, зеленый!

И тут следователя осенило:

- Скажите, П., а вы не дальтоник?

Допрашиваемый согласно кивнул головой.

Как показывает изучение следственной практики, допрашиваемые из-за стеснительности нередко по своей инициативе не сообщают следователю о наличии у них соответствующих дефектов органов чувств. Это обстоятельство обычно затрудняет работу следователя, ведет к неправильной оценке полученных данных, порождает сомнение в правдивости свидетеля, или потерпевшего. Чтобы избежать подобного положения, целесообразно в соответствующих случаях ставить вопрос о состоянии органов зрения и слуха перед допрашиваемым.

 

 

  • Процессуальные основы допроса
    • Допрос как наиболее распространенное средство получения доказательств и его место в системе следственных действий
    • Процессуальная регламентация допроса свидетеля и потерпевшего
    • Процессуальная регламентация допроса подозреваемого и обвиняемого
    • Процессуальные особенности допроса эксперта
    • Процессуальный порядок допроса на очной ставке
  • Психологические и нравственные основы допроса
    • Психологические процессы у потерпевших и свидетелей-очевидцев преступления
    • Психические состояния и психология лиц, совершивших преступления
    • Нравственные основы допроса и проблема установления психологического контакты с допрашиваемым
  • Тактические основы допроса
    • Тактические приемы устранения добросовестного заблуждения допрашиваемого
    • Тактические приемы допроса, основанные на психологическом воздействии на допрашиваемого, дающего ложные показания
    • Использование доказательств на допросе для разоблачения лжи
  • Использование показаний в процессе расследования преступлений
    • Использование показаний в качестве основания и в процессе производства других следственных действий
    • Особенности использования показаний на очной ставке
    • Использование показаний для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений
    • Использование показаний в обвинительном заключении

 

 

   
  юридическая консультация
Понятие, предмет, функции, метод уголовного права
Принципы уголовного права
Уголовный закон
Понятие преступления
Состав преступления
Объект преступления
Объективная сторона преступления
Субъект преступления
Субъективная сторона преступления
Уголовная ответственность и ее основание
Стадии совершения преступления
Соучастие в преступлении
Множественность преступлений
Обстоятельства, исключающие преступность деяний
Понятие, система и виды наказаний
Назначение наказаний
Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
Амнистия, помилование, судимость
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
Принудительные меры медицинского характера
Преступления против личности
Преступления против свободы, чести и достоинства
Преступления против половой неприкосновенности
Преступления против конституционных прав и свобод
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления в сфере экономики
Преступления против интересов службы в организациях
Преступления против общественной безопасности
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
Экологические преступления
Преступления против безопасности движения
Преступления в сфере компьютерной информации
Преступления против основ конституционного строя
Преступления против государственной власти интересов государственной службы
Преступления против правосудия
Преступления против порядка управления
Преступления против военной службы
Преступления против мира и безопасности человечества