Уголовное право Российской Федерации

 
 
 

 

 

Уголовная политика и уголовное законодательство

 

 

Действующий УК (ч. 1 ст. 2) на первый план выдвигает охранительные задачи: «Задачами настоящего кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств...»

Смена приоритетов уголовно-правовой охраны в новом УК отражает идеи, выдвинутые в ходе дискуссий в отечественной науке уголовного права.

Говоря об охранительной задаче уголовного права, можно выделить два аспекта этой проблемы. Это, во первых, общая превенция уголовного закона, т. е. предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Общей превенции уголовного закона способствует существование не только самих уголовно-правовых запретов, но и управомочивающих, дозволительных норм (например, о необходимой обороне, крайней необходимости и др.) поскольку эти нормы также содействуют предупреждению преступлений. Их можно назвать нормами, стимулирующими предупреждение преступлений и правомерное поведение. Вообще к этим нормам можно отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного постпреступного поведения виновного (например, сформулированные в примечании к ст. 275 УК, в котором освобождение от ответственности за государственную измену связывается с добровольным и своевременным сообщением лица органам власти о содеянном или ином его поведении, способствовавшем предотвращению ущерба интересам Российской Федерации).

Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона. Под нею понимается предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какое-либо преступление, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского характера, воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних), условного осуждения, которые также связаны с усилением социального контроля за осужденными.

Задачи уголовного права реализуются через уголовную политику, в широком смысле понимаемую как государственную политику в области борьбы с преступностью.

Само право со всеми его отраслями прежде всего связано с политикой, поскольку любые правовые понятия представляют собой политические понятия. Политика в широком смысле - это участие граждан в делах государства, направление его деятельности, определение форм и задач, содержания деятельности. Политика определяет цели в той или иной сфере деятельности государства, а также пути и средства их достижения. Правовые нормы, которые создаются государством, по своей сущности являются политическими, так как в них выражаются политические идеи руководящих обществом групп. В рамках социальной политики существует правовая политика, а в пределах этой последней - политика уголовно-правовая. Политическая линия государства зависит от тенденций, которыми оно руководствуется, от средств и методов, при помощи которых стремится решать задачи борьбы с преступностью.

Борьба с преступностью - одна из форм политической деятельности государства, занимающая особое место. Преступность во всем разнообразии форм ее проявления в конечном счете угрожает государству и именно ему причиняет ущерб, посягая на общественные отношения, установленные и охраняемые им. Естественно поэтому, что борьба с преступностью есть прежде всего одна из форм политической деятельности государства, тесно связанная с классовым характером государственной политики. Как известно из истории развития политических и государственных форм, каждый новый господствующий класс, приходя к власти, пытался обеспечить свое господство самыми разнообразными средствами, и в том числе принудительными.

Среди последних основное место принадлежало уголовно-правовым методам принуждения. Поэтому в эпоху коренных социальных преобразований основную опасность для государства представляли политические преступления, то есть те из них, которые посягали непосредственно на основы политической деятельности государства, на фундамент власти, на проводимые государством преобразования. Задачи уголовной политики сегодня состоят в том, чтобы:

  1. определить, что должно считаться преступлением;
  2. сформулировать основные принципы уголовного права и уголовного правосудия;
  3. установить решающие критерии, по которым можно было бы судить о степени общественной опасности, а следовательно и наказуемости тех или иных деяний;
  4. в соответствии с основными положениями Конституции РФ очертить пределы и возможности уголовно-правового регулирования в некоторых сферах деятельности общественных учреждений, а также пределы вмешательства в жизнь частных лиц;
  5. определить принципы построения уголовно-правовых норм в соответствии с законодательной техникой, чтобы понятия и институты, составы преступлений соответствовали социальной сущности того или иного преступления;
  6. в процессе правосудия и применения норм уголовного права направлять деятельность органов правосудия в рамках постоянно изменяющихся социальных условий жизни людей;
  7. в соответствии с этими изменяющимися условиями своевременно вносить коррективы в уголовное законодательство.

Уголовная политика по своему содержанию значительно шире чем уголовное право, поскольку она не только определяет уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но и призвана решать проблемы, связанные с профилактикой правонарушений, с организацией этой многообразной работы, что предполагает не только правовые, но и социальные и иные мероприятия. Уголовная политика реализуется прежде всего путем принятия соответствующих законов, их исполнения, т. е. правотворчества и правоприменения.

Долгие годы уголовная политика в нашей стране была пронизана тоталитарным содержанием и исходила из двух главных постулатов.

Во-первых, из идеологического представления о сугубо классовом содержании уголовного права, об антинародной и реакционной сущности уголовного права буржуазных стран, а также принципиальной противоположности ему советского уголовного права как высшего типа уголовного права.

Во-вторых, из идеализированного объяснения существования преступности наличием буржуазного общества (строя) и вытекающего отсюда идеологизированного мифа о ликвидации преступности лишь при построении коммунистического общества. В ходе сложных и неоднозначных процессов реформирования наше общество отказывается от указанных идеологических мифов и представлений в области уголовной политики.

Возвращаясь к содержанию и назначению общей и частной превенции уголовного закона, необходимо заметить, что не следует связывать с ними преувеличенные надежды. Между уровнем и динамикой преступности и уровнем уголовного законодательства существует определенная связь. Однако известно, что преступность - весьма сложное социальное явление, и эта связь не является механически коррелятивно зависимой. Уровень преступности определяется не столько уровнем законодательства, сколько социально-экономическими, политическими, нравственными и иными факторами. Кампании, объявлявшие самую решительную и бескомпромиссную борьбу с преступностью, и иные пропагандистские акции власти потерпели провал.

Ныне в основу борьбы с преступностью должна быть положена государственная программа, содержащая в первую очередь, экономические, материально-технические и правовые мероприятия. В мире происходит непрерывный рост преступности. За последнюю четверть века преступность в передовых странах мира возросла в 2-3 раза, а коэффициент преступности превысил 8 тыс. преступлений на 100 тыс. населения. Прирост преступности во всех развитых странах составил от 4 до 6%. И Россия не может избежать этой всеобщей тенденции.

В связи со сказанным необходима постановка реальных задач в борьбе с преступностью, каковыми могут являться снижение темпов ее роста, удержание ее на более или менее социально терпимом уровне, осуществление более или менее удовлетворительного контроля государства и общества за преступностью. Более радикальные цели на сегодняшний день утопичны. Такой умеренный характер задач в сфере борьбы с преступностью объясняется, в частности, тем что социальный контроль над преступностью в условиях демократического общества осуществляется с большими трудностями, чем в обществе тоталитарном.

Статистика свидетельствует, что в демократическом обществе уровень преступности значительно выше, чем при тоталитарном режиме. Преступность - своеобразная плата за демократию. Однако реальный уровень свободы человека нельзя измерить лишь одними уголовно-статистическими инструментами. Большие трудности жесткого контроля над преступностью в демократическом обществе объясняются и тем, что в таком обществе этот контроль преследует двуединую задачу: обеспечить правопорядок и пресекать преступления, но обязательно в рамках закона, гарантируя при этом неприкосновенность прав и свобод граждан. В условиях роста преступности и социальной нестабильности соединить эти задачи для правоохранительных органов непросто.

Возвращаясь к задаче охраны личности, ее прав и свобод от преступных посягательств как основной задаче уголовного права, следует отметить, что она реализуется не только в связи с применением уголовного наказания к лицам, совершившим посягательства или с угрозой его применения к потенциальным преступникам. Уголовный закон, ограничивая преступное поведение от неприступного, должен стоять на страже прав, свобод и интересов лиц, которые не совершали предусмотренного уголовным законом преступного деяния. Реализация этой задачи в первую очередь зависит от совершенства формулировки уголовно-правовой нормы, конструирующей состав того или иного преступления.

Состояние действующего уголовного закона и перспективы его развития следует рассматривать с позиции доктрины общественной безопасности в РФ. Современный криминологический анализ свидетельствует о значительном ухудшении качественных характеристик преступности, говорящих о резком повышении степени опасности преступных действий. Эскалации насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений способствует усиливающаяся вооруженность преступного мира, распространенность оружия среди населения. Эффективность уголовного закона снижается фактическим неприменением его норм правоохранительным органами.

Уголовное законодательство призвано правильно оценить степень опасности запрещенных государством деяний, определить их противоправность, обосновано дифференцировать уголовную ответственность с тем, чтобы соизмерить степень общественной опасности деяния и суровость соответствующего ему наказания. Уголовный закон призван стать формой государственной гарантии социальных ценностей. Реализация уголовно-правовой реформы связана с изменением иерархии ценностей в современном российском обществе. Примат государственных интересов сменился ориентацией на общечеловеческие ценности, приоритет личности, ее прав и свобод. Эта установка привела к изменению структуры кодекса. В особенной части нового УК преступления против личности регулируются ранее других видов преступлений, а государственные преступления перемещены в конец Особенной части. Расширена защита конституционных прав и свобод граждан. В УК РФ 1996 г. появились новые группы преступлений, охраняющие семью и несовершеннолетних, общественную нравственность, складывающиеся новые экономические отношения. Однако тезис о приоритете личности не следует толковать буквально. Охрана прав личности может осуществляться только через государственную деятельность. В сильном государстве права личности более гарантированы.

В новом кодексе были учтены достижения отечественной и мировой науки, опыт правового регулирования зарубежных государств и традиции отечественного уголовного законодательства. Это выразилось во введении в Общую часть положений о принципах уголовного права, экстрадиции, категоризации преступлений, множественности преступлений, ограниченной вменяемости, казусе, формах соучастия, эксцессе исполнителя, новых обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Не все предложения ученых были приняты (например, из проекта УК законодатель исключил главу об ответственности юридических лиц), но в целом уровень законодательной техники нового уголовного законодательства существенно вырос. Устранены многие избыточные нормы и введены нормы, призванные обеспечить охрану новых общественных отношений (экологические, транспортные, компьютерные преступления, преступления против семьи и несовершеннолетних). Более четко регламентирован институт групповой преступности, множественности преступлений, которые создают условия для эффективной борьбы с новыми преступлениями. Освобождение от избыточности норм видится в создании кодекса уголовных правонарушений небольшой тяжести, в принятии кодекса уголовных проступков, что давно предлагается учеными.

Гуманизация - приоритетное направление реформы уголовного законодательства. Этот приоритет выдержан в форме увеличения количества поощрительных норм с профилактической направленностью, установлением гарантированного снижения наказания при деятельном раскаянии и др. Но этот процесс идет неоднозначно во всех направлениях: в частности, вводится пожизненное заключение наряду с сохранением смертной казни, в ряде составов подняты нижний и верхний пределы самых суровых наказаний и др.

Многогранность уголовной политики выражается в разнообразии ее направлений, которые отражаются и закрепляются в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном праве и в некоторых других отраслях законодательства. Направления уголовной политики, отражаемые в уголовном, уголовно-процессуальном и уголов-но-исполнительном праве, целесообразно классифицировать как общие и специальные.

К общим направлениям уголовной политики относятся:

  • коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественно-экономическими отношениями;
  • установление оптимального режима соотношения уголовно-правовых и иных мер противодействия правонарушениям, обеспечивающего эффективность этой деятельности в новых социально-экономических условиях.

К специальным направлениям уголовной политики относятся:

  • декриминализация, т. е. отмена уголовной ответственности за деяния, ранее признававшиеся преступными;
  • криминализация - установление уголовной ответственности за деяния ранее не считавшиеся преступными;
  • депенализация наказаний, т. е. исключение отдельных видов наказаний из системы наказаний или смягчение строгости наказаний за отдельные виды преступлений; введение новых более мягких мер наказания, а также ограничение применения строгих видов наказания к отдельным категориям лиц;
  • пенализация наказаний, т. е. установление более строгих наказаний либо усиление суровости наказаний за отдельные преступления, а также отмена менее строгих видов наказаний;
  • изменение формы уголовного законодательства (преобразование его структуры, уточнение норм Общей и Особенной частей УК, совершенствование системы квалифицирующих и привилегирующих признаков, дифференцирование ответственности).

 

 

Понятие, предмет, функции, метод уголовного права

  1. Понятие и предмет уголовного права
  2. Функции и метод уголовного права
  3. Уголовная политика и уголовное законодательство
  4. Наука уголовного права и ее место в системе юридических наук
  5. Структура уголовного законодательства

 

   
  юридическая консультация
Понятие, предмет, функции, метод уголовного права
Принципы уголовного права
Уголовный закон
Понятие преступления
Состав преступления
Объект преступления
Объективная сторона преступления
Субъект преступления
Субъективная сторона преступления
Уголовная ответственность и ее основание
Стадии совершения преступления
Соучастие в преступлении
Множественность преступлений
Обстоятельства, исключающие преступность деяний
Понятие, система и виды наказаний
Назначение наказаний
Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
Амнистия, помилование, судимость
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
Принудительные меры медицинского характера
Преступления против личности
Преступления против свободы, чести и достоинства
Преступления против половой неприкосновенности
Преступления против конституционных прав и свобод
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления в сфере экономики
Преступления против интересов службы в организациях
Преступления против общественной безопасности
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
Экологические преступления
Преступления против безопасности движения
Преступления в сфере компьютерной информации
Преступления против основ конституционного строя
Преступления против государственной власти интересов государственной службы
Преступления против правосудия
Преступления против порядка управления
Преступления против военной службы
Преступления против мира и безопасности человечества