Уголовное право Российской Федерации

 
 
 

 

 

Тактические приемы устранения добросовестного заблуждения допрашиваемого

 

 

В ходе следствия следователь часто имеет дело с правдивым лицом, в показаниях которого имеются пробелы и неточности, вызванные дефектами в процессе формирования показаний.

Как отмечалось здесь, в ряде случаев на допросе удается восстановить в памяти свидетеля воспринятые им ранее, но забытые к моменту проведения следственного действия фактические данные. Для этого на допросе используются приемы, основанные на принципе ассоциативных связей. Этот принцип состоит в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно, ими образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление об остальных элементах.

Необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями по ассоциации является одновременность их появления в сознании.

Все многообразие внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений», может быть сведено к трем следующим ситуациям:

  • пространственно-временная смежность соответствующих объектов;
  • их подобие;
  • их различие или противоположность.

Соответственно указанным трем типам отношений между явлениями внешнего мира обычно выделяются три типа ассоциаций - ассоциации по смежности, сходству и контрасту.

В припоминании забытого особую роль играют ассоциации по смежности. Установлено, что в памяти человека явления действительности укладываются в определенной связи между собой, поэтому какое-либо забытое обстоятельство может быть восстановлено в памяти при рассмотрении связанных с ним смежных обстоятельств. В данном случае одно удерживаемое в памяти свидетеля обстоятельство может дать по ассоциации толчок к восстановлению в памяти другого, связанного с ним обстоятельства. Такие ассоциации могут возникнуть по смежности во времени, по смежности в пространстве, по смежности в причинной связи, и, наконец, в отдельных случаях возможны ассоциации по смежности эмоциональных переживаний.

Возникновение ассоциаций объяснено И.П. Павловым тем, что когда два раздражителя одновременно (или непосредственно друг за другом) действуют на кору больших полушарий головного мозга, то между очагами возбуждения возникают нервные связи. В дальнейшем при оживлении одного раздражителя, возбуждавшего один очаг в коре головного мозга, одновременно с ним по ассоциации наступает возбуждение и второго, связанного с ним очага.

Для устранения пробелов и неточностей, вызванных добросовестным заблуждением допрашиваемого, в следственной практике используются вопросы, активизирующие ассоциативные связи, рассмотрение смежных событий и обстоятельств, предъявление вещественных доказательств и документов, оглашение протоколов и воспроизведение фонограмм допроса, а также проводят очные ставки и допрашивают свидетелей на месте происшествия.

Ниже будет показано значение вопросов следователя, активизирующих у допрашиваемого ассоциативные связи, предъявления доказательств, а так же проведения следственного действия на месте происшествия для восстановления ассоциаций по смежности при допросе добросовестно заблуждающегося свидетеля с целью получения полных и достоверных показаний.

Ассоциации по смежности во времени

Названный вид ассоциативных связей наиболее часто используется при допросе добросовестно заблуждающихся лиц, особенно в случаях, когда приходится свидетельствовать о событиях, весьма отдаленных по времени от момента допроса. Естественно, что если интересующее следствие событие произошло за несколько недель, тем более месяцев до допроса, то для свидетеля представляет подчас большую трудность назвать конкретную дату. Задача допрашиваемого еще более усложняется, если ему необходимо указать ряд взаимосвязанных с событием преступления чисел.

Указанную трудность свидетельствования необходимо учитывать при проведении допроса. Перед началом следственного действия желательно предложить допрашиваемому изложить события в фактически имевшей место последовательности. Это дает допрашиваемому возможность в хронологической последовательности изложить свои показания. В рассматриваемой ситуации тем более недопустимо ограничивать свидетеля во времени при изложении показаний, Напротив, возможность припоминания определенных дат и временных промежутков свидетелем повысится, если последний более детально изложит свои показания, рассмотрит близкие по времени с событием преступления обстоятельства своей личной жизни, сопутствовавшие, предшествовавшие и следовавшие за интересующими следствие обстоятельствами дела.

Для актуализации ассоциаций по времени следователи обычно предлагают свидетелю припомнить какое-то событие из жизни допрашиваемого, связанное по времени с преступлением. Это событие могло иметь место как в день преступления, так и после него. В этих случаях необходимо, чтобы свидетелем были достоверно установлены:

  1. точная дата связанного с преступлением события;
  2. временной промежуток в днях, часах, минутах между указанными событиями.

По одному из дел возникла необходимость, чтобы шофер такси вспомнил день, когда он ответил от гостиницы «Москва» пассажиров - убийцу и его жертву. Свидетель сначала затруднялся назвать дату, когда это произошло, и место, где пассажиры вышли. Однако шофер хорошо запомнил, что на другой день после того, как он вез этих пассажиров, его задержала автоинспекция за нарушение правил движения автотранспорта. Об этом в путевом листе была сделана соответствующая запись. Путевку нашли и изъяли. На ней стояла дата: 25 апреля. Следовательно, потерпевшая уехала с неизвестным мужчиной на такси накануне вечером, то есть 24 апреля.

При допросе следует учитывать, что оценка свидетелями значимости событий весьма индивидуальна. То, что существенно для одного допрашиваемого, бывает безразлично для другого. Поэтому рекомендация свидетелю припомнить в связи с событием преступления важное событие из его жизни, как правило, не должна конкретизироваться, чтобы не ограничивать тем самым возможности допрашиваемого по восстановлению временных ассоциативных связей лишь значимыми для всех людей жизненными ситуациями. Так, один свидетель-болельщик футбола вспомнил дату преступления по ассоциации с крупной победой его любимой команды. Сначала допрашиваемый длительное время затруднялся назвать дату происшествия. Однако, когда следователь попросил его в связи с событием преступления припомнить важные события из жизни свидетеля, последний замялся и, смущаясь, сообщил об указанном «важном» для него событии.

В литературе рекомендуется также следующий прием для восстановления в памяти забытых свидетелем дат. Когда допрашиваемому необходимо припомнить то, что произошло несколько дней назад, целесообразно предложить ему начать припоминание с отсчетом назад от дня допроса или взять за ориентир какой-то запомнившийся свидетелю день. Иногда при восстановлении временной связи удается запомнившийся день или событие обозначить точной датой (праздник, собрание, день получки, отъезда или переезда, посещение зрелищных мероприятий и т. п.). Тогда припоминаемое обстоятельство, образно говоря, будет «привязано» к этой дате и приобретает определенность во времени. Такой процесс припоминания может оказаться довольно длительным и сложном, потребовать не одной, а многих попыток «отсчета» в разных вариантах, чтобы добиться положительного результата. Однако не следует останавливаться перед затратой времени и сил, когда от результатов припоминания зависит установление времени важного для установления истины по делу обстоятельства.

Аналогичным образом происходит процесс припоминания забытого с использованием ассоциаций по смежности в пространстве, в причинной связи, а также по схожести эмоциональных переживаний. Объяснение этого явления кроется в том, что психологический механизм припоминания во всех случаях одинаков - это оживление ассоциативных связей. Разница включается в различии раздражителей, активизирующих процесс восстановления в памяти ассоциаций.

Ассоциации по смежности в пространстве

Процесс применения ассоциаций с использованием смежности в пространстве заключаются в использовании для припоминания обстановки места происшествия, вещественных доказательств, различных предметов и вещей, наблюдавшихся свидетелем вместе или в связи с забытым обстоятельством. Этот прием успешно применяется в следственной практике, которая знает немало случаев успешного использования для оживления ассоциативных связей по смежности в пространстве фотографий места происшествия, предъявления вещественных доказательств при допросе, а также путем допроса свидетеля на месте происшествия.

Интересный случай использования ассоциаций по смежности в пространстве описан А. Х. Кежояном в статье «Идентификация при расследовании убийства, сопровождавшегося расчленением трупа»:

Шоферу такси было предложено установить точное место, куда он доставил убийцу и потерпевшую. Водитель пытался воспроизвести этот маршрут пробными рейсами на такси. Несколько раз он от гостиницы «Москва» отъезжал то в одном, то в другом направлении. Наконец, профессиональная память ему помогла. Он не только воспроизвел маршрут, но и вспомнил дом, к которому подвез своих пассажиров.

Ассоциации по смежности в причинной связи

Возможны также ассоциации по смежности в причинной связи, когда то или иное обстоятельство восстанавливается в памяти путем припоминания причин и следствий определенных событий и явлений. В этом случае можно предложить свидетелю постараться связать припоминаемое событие как следствие какой-то причины (или причин), например, ссоры, угроз, неприязненных отношений и т. д.

Возможен и обратный вариант, когда забытое событие является причиной наступления известных допрашиваемому последствий (опоздание на работу, испорченное настроение, уговоры со стороны заинтересованных лиц, обсуждение случившегося с близкими и знакомыми и т. д.). Здесь процесс воспоминания идет от обратного: свидетель в припоминании забытого идет от известных ему последствий события к забытой им причине.

Механизм припоминания по смежности в причинной связи заключается в том, что свидетель обычно хорошо удерживает в памяти неприятные последствия событий и связанные с ними тяжелые переживания. Вспоминая и переосмысливая эти последствия, допрашиваемый восстанавливает в памяти то, что привело к их возникновению и, следовательно, было их причиной.

Ассоциативные связи по схожести эмоциональные переживаний

В отдельных случаях, допрашивая свидетелей-очевидцев и, особенно, потерпевших, удается припомнить забытое путем активизации ассоциативных связей по схожести эмоциональные переживаний. На первый взгляд в этом утверждении заключено противоречие с известным положением о том, что острые эмоциональные переживания свидетелей-очевидцев и потерпевших после совершения преступления дезорганизуют психические процессы и отрицательно сказываются на припоминании. В действительности этого противоречия нет, ибо рассматриваемые психические процессы различны по своей природе.

В первом случае прослеживается отрицательное для получения полных и достоверных показаний влияние фактора страха, во втором - следователь, пробуждая связанные с событием преступления переживания допрашиваемого, по ассоциации содействует восстановлению в памяти причины этих переживаний - обстоятельств события преступления. Поэтому, когда следователем безрезультативно использованы иные методы оживления ассоциативных связей, целесообразно предложить допрашиваемому вспомнить, как он реагировал на случившееся и что конкретно явилось причиной его острых эмоциональных реакций.

Для активизации ассоциаций целесообразно учитывать и использовать при допросе тип памяти свидетеля. Так, когда у человека преобладает словесно-логический тип памяти, имеет смысл посоветовать ему вспомнить, какие мысли о воспринимаемом событии возникли у него и что он конкретно думал о нем непосредственно в ходе и после совершенного преступления. Если у человека преобладает моторный тип памяти, можно порекомендовать ему вспомнить, что свидетель делал в момент обсуждаемого на допросе события. Такого рода мыслительная деятельность помогает допрашиваемому восстановить в памяти забытое.

 

 

  • Процессуальные основы допроса
    • Допрос как наиболее распространенное средство получения доказательств и его место в системе следственных действий
    • Процессуальная регламентация допроса свидетеля и потерпевшего
    • Процессуальная регламентация допроса подозреваемого и обвиняемого
    • Процессуальные особенности допроса эксперта
    • Процессуальный порядок допроса на очной ставке
  • Психологические и нравственные основы допроса
    • Психологические процессы у потерпевших и свидетелей-очевидцев преступления
    • Психические состояния и психология лиц, совершивших преступления
    • Нравственные основы допроса и проблема установления психологического контакты с допрашиваемым
  • Тактические основы допроса
    • Тактические приемы устранения добросовестного заблуждения допрашиваемого
    • Тактические приемы допроса, основанные на психологическом воздействии на допрашиваемого, дающего ложные показания
    • Использование доказательств на допросе для разоблачения лжи
  • Использование показаний в процессе расследования преступлений
    • Использование показаний в качестве основания и в процессе производства других следственных действий
    • Особенности использования показаний на очной ставке
    • Использование показаний для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений
    • Использование показаний в обвинительном заключении

 

 

   
  юридическая консультация
Понятие, предмет, функции, метод уголовного права
Принципы уголовного права
Уголовный закон
Понятие преступления
Состав преступления
Объект преступления
Объективная сторона преступления
Субъект преступления
Субъективная сторона преступления
Уголовная ответственность и ее основание
Стадии совершения преступления
Соучастие в преступлении
Множественность преступлений
Обстоятельства, исключающие преступность деяний
Понятие, система и виды наказаний
Назначение наказаний
Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
Амнистия, помилование, судимость
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
Принудительные меры медицинского характера
Преступления против личности
Преступления против свободы, чести и достоинства
Преступления против половой неприкосновенности
Преступления против конституционных прав и свобод
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления в сфере экономики
Преступления против интересов службы в организациях
Преступления против общественной безопасности
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
Экологические преступления
Преступления против безопасности движения
Преступления в сфере компьютерной информации
Преступления против основ конституционного строя
Преступления против государственной власти интересов государственной службы
Преступления против правосудия
Преступления против порядка управления
Преступления против военной службы
Преступления против мира и безопасности человечества