Уголовное право Российской Федерации

 
 
 

 

 

Запечатление и сохранение информации свидетелем

 

 

Вторым этапом формирования свидетельских показаний является запечатление и сохранение полученной при восприятии информации, которые являются необходимым условием формирования показаний.

Решающая роль принадлежит здесь памяти следователя, способности запечатлеть и удержать в памяти воспринятый материал.

В зависимости от предмета запечатления память подразделяется на:

  • слуховую,
  • зрительную (образную),
  • моторную (двигательную),
  • словестно-логическую,
  • эмоциональную.

Способность к запечатлению и сила памяти у разных людей различны. Так, у одних лучше развита словестно-логическая память, у других - зрительная и т. д. Существует понятие профессиональной памяти, когда под влиянием длительной тренировки развиваются отдельные виды памяти. У музыканта хорошо развивается слуховая память, у художника - зрительная и т. д. Возможность наличия у свидетеля профессиональной памяти должна учитываться следователем при допросе.

Как и восприятие, запоминание событий может быть непроизвольным и произвольным, Запоминание (равно как и воспроизведение), в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить, называется в психологии непроизвольным. Напротив, в тех случаях, когда ставится цель на запоминание, принято говорить о произвольном характере запечатления.

Произвольное запоминание имеет место, когда свидетель понимает, что он является очевидцем преступления и предвидит, что в дальнейшем ему предстоит давать показания о случившемся, а также в связи с необычностью события, интересом к нему допрашиваемого и другими причинами. Преднамеренный характер запечатления в этих случаях, как правило, способствует более прочному запоминанию и обеспечивает длительное сохранение в памяти свидетеля обстоятельств преступления.

Однако следователю в его работе чаще приходится иметь дело с непроизвольным, по своему характеру непреднамеренным запоминанием. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что такое запечатление обязательно должно быть неполным и неточным, что с его помощью невозможно получить достоверные свидетельские показания. Исследования психологов показывают, что и при непроизвольном запоминании может быть получена достаточно точная и полная информация.

Установлено, что наиболее благоприятные условия для непроизвольного запоминания создаются при непосредственном участии допрашиваемого в исследуемом событии, выполнении им определенных действий с теми или иными лицами, предметами или документами. Сознательность, осмысленность деятельности свидетеля повышает качество запоминания, а стереотипность, автоматизм, наоборот, снижает его. Всякое отклонение от принятого порядка, необычность положения, возникновение препятствий, вынуждающих свидетеля действовать непривычным образом, всегда лучше удерживаются в памяти.

На процессы памяти, особенно при непроизвольном запоминании, существенно влияют переживания свидетеля, обусловленные событием преступления. Свидетель, и прежде всего свидетель-очевидец, не является равнодушным наблюдателем совершающегося у него на глазах преступления, которое обычно вызывает гамму чувств - возмущения действиями преступника, сочувствия к потерпевшему, нередко испуга и т. д. Психологами установлено, что события, глубоко волнующие чувства допрашиваемого, заставляют свидетеля неоднократно мысленно возвращаться к событию преступления и тем самым способствуют закреплению в памяти материала предстоящего допроса.

Вместе с тем острые переживания свидетелей и вызываемые этими переживаниями эмоциональные состояния могут отрицательно повлиять на полноту и правильность восприятия, запоминания и сохранения в памяти обстоятельств преступления. В состоянии сильного волнения свидетель зачастую утрачивает способность адекватного восприятия случившегося, а также достаточно полного запечатления в памяти деталей наблюдавшегося им события. По этой причине показания свидетелей-очевидцев и потерпевших нередко страдают существенными пробелами, искажениями информации.

В литературе описан случай:

свидетель автопроисшествия Т. показала, что событие произошло у нее на глазах, но она тем не менее не помнит и не может сказать, какой частью автомобиля была сбита потерпевшая. Свидетель запомнила о происшествии только то, что потерпевшая «жутко» закричала и отлетела вправо. Вызванное криком потерпевшей эмоциональное потрясение воспрепятствовало восприятию и запоминанию остальных обстоятельств события, происходившего невдалеке от нее при благоприятных условиях наблюдения.

Существенное влияние на сохранение в памяти обстоятельств преступления оказывают также и иные факторы. Среди них особое место занимает время с момента запечатления информации и до ее воспроизведения на допросе. Известно, что забывание зависит от времени. По общему правилу, чем длительнее временной промежуток между датами события преступления и свидетельствования, тем интенсивнее процесс забывания. Однако интенсивность забывания в значительной степени зависит от ряда условий, в частности от установки допрашиваемого, его интересов, характера запоминаемого материала и т. д. Забывание понятного материала происходит медленнее и прежде всего за счет второстепенных, психологически менее важных его частей.

Поэтому интенсивность утраты информации под воздействием времени носит избирательный характер. Она зависит также от возраста допрашиваемого, особенностей его памяти, уровня развитая свидетеля, его профессии, любительских занятий, интересов и целого ряда других обстоятельств. Замечено, что свидетели более полно и прочно запоминают те обстоятельства, которые связаны с их профессией или в силу каких-то причин вызвали к себе интерес. Более прочно запечатлеваются те события, механизм которых понятен допрашиваемому. Поэтому по делам о нарушении правил техники безопасности, по делам об автотранспортных: происшествиях и т. п. предпочтительнее допрашивать свидетелей, обладающих специальными познаниями.

Необходимо иметь в виду, что под влиянием большого числа новых впечатлений, напряженной умственной работы, важных событий личной жизни и т. д. запечатленные в памяти свидетеля события и факты постепенно как бы стираются, а с течением времени могут быть даже утрачены полностью. Другая угроза для сохранения в памяти свидетеля обстоятельств события преступления заключается в опасности смешения и подмены части относящейся к расследуемому событию информации иными сведениями о сходных или связанных с преступлением событиях, а также информацией, зачастую получаемой со стороны (почерпнутой из слухов, бесед и пр.).

Определенные неизбежные потери и искажения информации при ее восприятии и запечатлении не должны вызывать огульного недоверия к достоверности свидетельских показаний. Общая и судебная психология, а также следственная практика убедительно свидетельствуют, что «человеческая память при обычном ходе событий обладает точностью, достаточной для большинства целей, в которых она может понадобиться, имея при этом в виду и область свидетельских показаний».

 

 

  • Процессуальные основы допроса
    • Допрос как наиболее распространенное средство получения доказательств и его место в системе следственных действий
    • Процессуальная регламентация допроса свидетеля и потерпевшего
    • Процессуальная регламентация допроса подозреваемого и обвиняемого
    • Процессуальные особенности допроса эксперта
    • Процессуальный порядок допроса на очной ставке
  • Психологические и нравственные основы допроса
    • Психологические процессы у потерпевших и свидетелей-очевидцев преступления
    • Психические состояния и психология лиц, совершивших преступления
    • Нравственные основы допроса и проблема установления психологического контакты с допрашиваемым
  • Тактические основы допроса
    • Тактические приемы устранения добросовестного заблуждения допрашиваемого
    • Тактические приемы допроса, основанные на психологическом воздействии на допрашиваемого, дающего ложные показания
    • Использование доказательств на допросе для разоблачения лжи
  • Использование показаний в процессе расследования преступлений
    • Использование показаний в качестве основания и в процессе производства других следственных действий
    • Особенности использования показаний на очной ставке
    • Использование показаний для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений
    • Использование показаний в обвинительном заключении

 

 

   
  юридическая консультация
Понятие, предмет, функции, метод уголовного права
Принципы уголовного права
Уголовный закон
Понятие преступления
Состав преступления
Объект преступления
Объективная сторона преступления
Субъект преступления
Субъективная сторона преступления
Уголовная ответственность и ее основание
Стадии совершения преступления
Соучастие в преступлении
Множественность преступлений
Обстоятельства, исключающие преступность деяний
Понятие, система и виды наказаний
Назначение наказаний
Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
Амнистия, помилование, судимость
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
Принудительные меры медицинского характера
Преступления против личности
Преступления против свободы, чести и достоинства
Преступления против половой неприкосновенности
Преступления против конституционных прав и свобод
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления в сфере экономики
Преступления против интересов службы в организациях
Преступления против общественной безопасности
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
Экологические преступления
Преступления против безопасности движения
Преступления в сфере компьютерной информации
Преступления против основ конституционного строя
Преступления против государственной власти интересов государственной службы
Преступления против правосудия
Преступления против порядка управления
Преступления против военной службы
Преступления против мира и безопасности человечества