Данная глава УК РФ предусматривает ответственность за так называемые «должностные преступления», то есть преступления, совершенные представителями государственной власти и служащими органов управления. УК отразил изменения, происшедшие в нашей стране в ходе коренной перестройки экономической и политической системы, перехода к многоукладной экономике. При социалистической системе управления должностные преступления понимались как деяния, нарушающие нормальную деятельность аппарата, субъектами которого могли быть управленческие работники практически всех существовавших структур (организаций, учреждений, предприятий), что объяснялось фактическим огосударствлением всех сторон экономической и общественной жизни. О коренных изменениях, происшедших в нашей стране за последние годы, свидетельствует появление общественных объединений, партий, коммерческих структур, совместных предприятий, в отношении которых не осуществляются государственные управленческие функции. Поэтому возникла необходимость пересмотра понятия должностного преступления и понятия должностного лица. В УК появились две самостоятельные главы:
- «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (раздел «Преступления в сфере экономики»)
- «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (раздел «Преступления против государственной власти»).
По установившейся в мировой практике традиции должностными преступлениями считаются преступления, совершаемые публичными должностными лицами, то есть публичными служащими, привлеченными к осуществлению государственных функций по управлению. В юридической литературе дается определение данной группы преступлений, в котором подчеркивается именно публичный характер осуществляемой деятельности: должностные преступления - это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).
В обобщенном виде должностные преступления характеризуются как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
Государственную власть представляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяются как выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Служба в органах самоуправления означает профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления пo исполнению их полномочий.
К преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, законом отнесены следующие составы:
Объединяя в самостоятельную главу все должностные преступления, закон исходит из общности видового (родового) объекта посягательства. Таковым являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти и органов исполнения.
Непосредственным объектом данной группы преступлений является нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.
Объективная сторона для большинства составов характеризуется активными действиями, но возможно и бездействие (например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности, попустительствуя преступлению). Характерной чертой объективной стороны является то обстоятельство, что они совершаются с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому положению и вопреки интересам службы.
Преступления имеют как формальный, так и материальный составы.
К формальным составам относятся:
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ;
- незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- получение взятки;
- дача взятки.
Материальными составами являются:
- злоупотребление должностными полномочиями;
- превышение должностных полномочий;
- присвоение полномочий должностного лица;
- халатность.
Субъективная сторона всех преступлений (кроме халатности) характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления - специальный субъект: лицо, наделенное соответствующими полномочиями по службе, работники органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Исключение составляют субъекты преступлений, предусмотренных ст. 288 (присвоение полномочий должностного лица) и ст. 291 (дача взятки).
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
-
Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
-
Уголовная ответственность за взяточничество
|