Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Состав является материальным, преступление считается оконченным при наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 285 последствий. Следовательно, объективная сторона требует установления:
- действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица;
- последствий - существенных нарушений прав и законных интересов;
- причинной связи между действиями и последствием.
Преступление характерно тем, что должностное лицо вышло за пределы предоставленных ему полномочий, которые были предоставлены ему законом или специальным нормативным актом. Для установления состава преступления требуется обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица, и определить их пределы. Превышение должностных полномочий может означать, например, совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица либо требующих коллегиального решения.
Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены.
Существенные нарушения, как последствия превышения должностных полномочий, устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества потерпевших и др. В любых случаях существенными следует считать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (умысел прямой или косвенный). Лицо сознает, что выходит за пределы своих должностных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда охраняемым законом правам и интересам, желает этого или сознательно допускает либо относится к последствиям безразлично.
Субъект преступления - должностное лицо.
Как и в ст. 285 квалифицированным видом состава является совершение неправомерных действий лицом, занимающим государств венную должность РФ или государственную должность субъекта РФ а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным видом преступления является превышение должностных полномочий, если они совершены:
- с применением насилия или угрозы его применения;
- с применением оружия или спец. средств;
- с причинением тяжких последствий.
Под насилием, квалифицируемым по ч. 3 ст. 286, понимаются нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести. В случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 286 и 105 или 111 УК.
Законом предусматривается возможность применения правоохранительными органами оружия и специальных средств (резиновых дубинок, слезоточивого газа, служебных собак и др.). Применение оружия и специальных средств при превышении должностных полномочий есть способ физического воздействия на потерпевшего либо угрозы применения насилия. Не исключено, что применение их может привести к причинению вреда здоровью потерпевшего.
Тяжкими последствиями, квалифицируемыми по ч. 3 ст. 286 может быть причинение по неосторожности смерти, самоубийство потерпевшего, психическое заболевание. Признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств дела.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
-
Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
-
Уголовная ответственность за взяточничество
|