Государство, желая обеспечить нормальную деятельность органов власти, и тем самым гарантировать надлежащий правопорядок, наделяет должностных лиц, и прежде всего представителей власти, определенными полномочиями. Распоряжения должностных лиц носят обязательный характер. В противном случае создаются препятствия для выполнения должностными лицами их функций. В результате нарушается нормальная деятельность органов власти и местного самоуправления. Родовым объектом преступлений против порядка управления является нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
В зависимости от того, какой конкретно управленческой деятельности причиняется ущерб, различается непосредственный объект преступления. Им может быть нормальная деятельность любого звена управленческого аппарата. В преступлениях данной группы возможно 2 непосредственных объекта преступления. Это относится к тем составам, в которых нарушение нормальной управленческой деятельности сопряжено с посягательством на жизнь, здоровье и достоинство личности (ст. 317-319). Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями (исключение - ст. 328 УК - уклонение от прохождения воинской или альтернативной гражданской службы).
Субъективная сторона представляет умышленную форму вины. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность лишь за сознательное воспрепятствование нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В отдельных составах преступления обязательным признаком субъективной стороны являются специальная цель и мотив (ст. 317, 321, 323 УК).
В большей части составов преступлений против порядка управления субъектом может быть любой гражданин с 16 лет, но в некоторых составах предусмотрен специальный субъект (ст. 320, 321, 328 УК).
В зависимости от непосредственного объекта посягательства рассматриваемые преступления можно условно разделить на 4 группы.
Первую группу составляют преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность Государственной границы РФ. К их числу относятся:
Ко второй группе относятся посягательства на порядок управления путем физического или психического воздействия на субъекта управленческой деятельности:
Третью группу составляют посягательства на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с нарушением специальных правил и предписаний:
Четвертая группа включает преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации:
|