К участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и представитель допускаются с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП.
Полномочия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
КоАП предусмотрены обстоятельства, исключающие возможность участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. К данным обстоятельствам относятся случаи, когда адвокат являлся сотрудником государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если он ранее выступал в качестве иных участников производства по данному делу. В соответствии со ст. 25.13 КоАП при наличии данных обстоятельств адвокат подлежит отводу.
В процессе производства по делам об административных правонарушениях адвокат наделен законом рядом прав, необходимых для эффективного отстаивания позиции подзащитного или представляемого лица. Так, в соответствии с п. 5 ст. 25.5 КоАП адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- участвовать в рассмотрении дела;
- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу;
- обжаловать постановление по делу;
- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении адвокату следует осуществить ряд действий:
- провести беседу с доверителем для выяснения фактических обстоятельств дела,
- изучить обстоятельства дела, дать правовую оценку проблеме и определить тактику ведения дела$
- установить обстоятельства:
- исключающие привлечение лица к административной ответственности,
- смягчающие возможное административное наказание,
- оправдывающие подзащитного или опровергающие доказательства его виновности в совершении административного правонарушения.
Установление правовой квалификации является наиболее важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Для того чтобы установить, является ли деяние лица, привлекаемого к административной ответственности, административным правонарушением, адвокату следует обратиться к ч. 1 ст. 2.1 КоАП. В соответствии с данной нормой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выделить признаки, присущие всем административным правонарушениям: общественная опасность, противоправность и наказуемость. Адвокат должен помнить, что если в фактических обстоятельствах дела отсутствует хотя бы один из указанных признаков, то совершенное лицом деяние не является административным правонарушением.
Следующим важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела к судебному разбирательству является сопоставление признаков состава административного правонарушения с установленными фактическими обстоятельствами дела. При определении признаков любого состава административного правонарушения адвокату необходимо не только провести анализ соответствующей статьи Особенной части КоАП, но и обратится к нормам Общей части, содержащим указание на признаки, обязательные для любого состава административного правонарушения. Признаками состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. К административным правонарушениям относятся правонарушения:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- в области охраны собственности;
- в области охраны окружающей среды и природопользования;
- в промышленности, строительстве и энергетике;
- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
- на транспорте;
- в области дорожного движения;
- в области связи и информации;
- в области предпринимательской деятельности;
- в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг;
- в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
- посягающие на институты государственной власти;
- в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
- против порядка управления;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- в области воинского учета.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законом о защите прав несовершеннолетних.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективной стороной административного правонарушения признается психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина — психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям. Вина может быть в двух формах:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность бывает двух форм:
- самонадеянность
- небрежность.
Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственны обе формы вины. Адвокату следует обратить внимание на доказанность вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Сопоставив признаки состава административного правонарушения с фактическими обстоятельствами дела, адвокат должен получить четкое представление о том, совпадают ли объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона с фактическими обстоятельствами дела.
Адвокату необходимо помнить о подведомственности дел, устанавливаемой КоАП и законодательными актами субъектов РФ, которая представляет собой распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.
В ст. 22.1 КоАП определены органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:
- судьи (мировые судьи);
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органон, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;
- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
- органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
- органы исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора;
- государственные учреждения, подведомственные соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
- мировыми судьями;
- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
- административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
- государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний. Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; собственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность; а также рассмотрение дел о правонарушениях в области коммерческой деятельности и в области финансов и налогообложения.
Перечень иных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, приведен в ст. 23.2-23.77 КоАП.
Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов. Так, должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд.
Адвокату необходимо проверить правильность определения не только подведомственности, но и подсудность дела об административном правонарушении. В ст. 23.1 КоАП установлена родовая подсудность дел по административным правонарушениям, которая определяется характером дела, предметом спора, в том числе субъектным составом материального правоотношения.
Дела об административных правонарушениях рассматривают:
- районные суды;
- гарнизонные военные суды;
- мировые судьи;
- арбитражные суды.
Адвокату следует также не забывать о территориальной подсудности. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 29.5 КоАП, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по его месту жительства. Кроме того, для некоторых категорий дел установлена исключительная территориальная подсудность. Так, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35,6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении в области благоустройства территории, совершенном с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
Кроме того, адвокату следует выяснить наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, закрепленных ст. 24.5 КоАП. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения;
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом адвокат должен помнить, что законом предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Адвокату следует исследовать и проанализировать имеющиеся по делу доказательства.
Согласно ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами. При этом адвокату важно помнить, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.
Доказательством, заслуживающим наибольшее внимание адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении. Адвокат должен проверить соответствие данного протокола закону, как по форме, так и по содержанию. Кроме того, адвокату необходимо установить, имеются ли существенные недостатки в оформлении протокола. К существенным недостаткам оформления протокола относится отсутствие данных, перечисленных в п. 2 ст. 28.2 КоАП, а именно:
- даты и места его составления,
- должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол,
- сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
- фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,
- места, времени совершения и события административного правонарушения,
- статьи КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение,
- объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
- иных сведений, необходимых для разрешения конкретного дела.
Кроме того, адвокату следует обратить внимание, содержится ли в протоколе запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Адвокату надлежит проконтролировать, чтобы протокол был составлен уполномоченным лицом, проверить сроки составления протокола. Так, по общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в предусмотренные законом сроки.
При обнаружении указанных недостатков адвокат вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу об административном правонарушении. Нарушение правил составления протокола может служить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
После исследования протокола по делу об административном правонарушении адвокату следует проанализировать остальные доказательства по делу. Завершив работу с доказательствами, адвокат окончательно определяет правовую позицию по делу об административном правонарушении, которая должна соответствовать требованиям законности представляемых интересов и характера деятельности адвоката. Кроме того, правовая позиция должна быть согласована с лицом, чьи интересы адвокат представляет в производстве по делу об административном правонарушении.
Адвокат вправе обжаловать применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть применены с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится:
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод;
- временный запрет деятельности;
- залог за арестованное судно;
- помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
После направления протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении судье, органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело, стадия подготовки адвоката к ведению дела завершается.
Начинается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, на которой роль адвоката заключается в отстаивании выбранной позиции при рассмотрении дела об административном правонарушении и обеспечение прав и свобод лица, интересы которого он представляет или защищает.
Деятельность адвоката в процессе производства по делам об административных нарушениях:
|