Конституционные нормы, гарантирующие право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и в определенных законом случаях — бесплатно, нашли свое закрепление, в том числе и в Законе об адвокатуре.
В частности, Законом об адвокатуре предусмотрена обязанность каждого адвоката исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.
Следует отметить, что оказание юридической помощи бесплатно не означает, что труд адвоката не подлежит оплате. Бесплатность юридической помощи относится не к адвокату, а к гражданину, который имеет право на такую помощь. Финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь российским гражданам, осуществляется органами государственной власти и дополнительно адвокатскими палатами.
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре бесплатная юридическая помощь адвокатами предоставляется не во всех случаях и не всем гражданам Российской Федерации, а только определенным категориям граждан по указанным в Законе вопросам. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут претендовать на получение бесплатной юридической помощи.
Кроме наличия гражданства Российской Федерации, законодатель исходит из необходимости определения имущественного положения лица, нуждающегося в предоставлении бесплатной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины. Однако закон определяет не только категории граждан, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь, но также и конкретные юридические ситуации:
- истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
- ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.
Для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно им необходимо предоставить перечень документов, который, как и порядок их предоставления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, т. е. данные вопросы находятся в компетенции субъектов РФ.
Пункт 3 ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре предусматривает, что несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, юридическая помощь во всех случаях оказывается бесплатно. Перечень подобных учреждений содержится в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
За счет государства адвокаты оказывают юридическую помощь всем военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в основном по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Однако граждане, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на получение бесплатной юридической помощи, крайне редко за ней обращаются — прежде всего, в силу своей неинформированности.
С 15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы обладают:
- малоимущие,
- инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны,
- герои Российской Федерации,
- герои Советского Союза,
- герои Социалистического Труда,
- дети-инвалиды,
- дети-сироты,
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- несовершеннолетние, находящиеся в колониях,
- недееспособные граждане и другие социально незащищенные группы граждан.
При этом бесплатная юридическая помощь предоставляется только по перечисленным в законе вопросам. К ним относятся:
- сделки с недвижимостью (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи),
- защита прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг;
- трудовые споры;
- вопросы признания гражданина безработным;
- возмещения вреда, причиненного смертью кормильца;
- предоставление мер социальной поддержки малоимущим;
- вопросы, связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
- вопросы оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
- вопросы реабилитации пострадавших от политических репрессий;
- вопросы ограничения дееспособности;
- вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,
- вопросы обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.
Данным Законом предусмотрено участие адвокатов в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.
В соответствии с положениями данного закона, адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Данный список адвокатов подлежит опубликованию ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в средствах массовой информации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. В свою очередь адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого с гражданином, обратившимся за получением данной помощи.
Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта РФ отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. При этом адвокатская палата субъекта РФ ежегодно направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Размер, порядок оплаты груда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 50 ГПК при рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве суд вправе назначить адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
При привлечении к уголовной ответственности любое лицо имеет право на помощь адвоката за счет государства. Для реализации данного права необходима лишь воля лица на получение бесплатной юридической помощи.
Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Как следует из положений п. 5 ч. 2 ст. 131 и ч. 1, 2 ст. 132 УПК, суд вправе взыскать с осужденного в качестве судебных издержек суммы, выплаченные его адвокату-защитнику за оказание юридической помощи по назначению. Исключением из этого правила являются две ситуации:
- когда подозреваемый или обвиняемый заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению,
- в случае, если осужденный был реабилитирован.
Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» регулируется размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению.
Согласно данному постановлению размер вознаграждения адвоката составляет фиксированную денежную сумму и в зависимости от сложности дела за один рабочий день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве варьируется в пределах от 550 до 1200 руб., в ночное время — от 825 до 1800 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, включая ночное время, размер вознаграждения адвоката составляет не менее 1100 и не более 2400 руб.
Размер вознаграждения адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам по назначению дознавателя, следователя или суда на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, определяется с учетом установленных законодательством РФ процентных надбавок и (или) районных коэффициентов к заработной плате.
При определении сложности уголовного дела учитываются:
- подсудность (уголовные дела, рассматриваемые Верховным Судом РФ, верховными судами республик, входящих в состав Российской Федерации, и приравненными к ним судами в качестве суда первой инстанции),
- количество и тяжесть вменяемых преступлений,
- количество подозреваемых, обвиняемых (подсудимых),
- объем материалов дела,
- другие обстоятельства.
Порядок расчета размера вознаграждения адвоката в зависимости от сложности уголовного дела утверждается Минюстом России совместно с Минфином России по согласованию с государственными органами, наделенными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты.
В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре одной из целей создания адвокатской палаты субъекта РФ является обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории этого субъекта РФ и организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. Практическая реализация этих обязанностей возложена на совет адвокатской палаты субъекта РФ, который, в частности, определяет порядок привлечения адвокатов к оказанию юридической помощи за счет государства и осуществляет контроль его исполнения.
При оказании бесплатной юридической помощи адвокат обязан действовать так же честно, разумно, добросовестно и активно, как и по соглашению с доверителями.
|