Объектом этого преступления являются отношения по поводу обеспечения функционирования транспорта, безаварийности его движения и эксплуатации. Безопасность функционирования транспорта в его надлежащей эксплуатации по перевозкам пассажиров и грузов без ущерба для жизни и здоровья людей, уничтожения либо повреждения имущественных ценностей.
Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта - железнодорожный, воздушный, морской или речной.
Железнодорожным транспортом считается рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения и метрополитен.
К воздушному транспорту относятся авиация и средства гражданского воздухоплавания (самолеты, аэростаты, дирижабли и т. п. )
К водному (морскому и речному) транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие соответствующей регистрации.
Диспозиция этой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта - железнодорожного, воздушного, водного. Эти специальные правила содержатся в ведомственных актах, регламентирующих работу железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Ведомственные акты условно можно разделить на 4 вида, регламентирующие:
- безопасность движения;
- безопасность эксплуатации транспорта;
- безопасность движения и эксплуатации транспорта;
- допуск лиц к работе.
По каждому делу должно быть установлено, какие конкретно правила были нарушены и несет ли лицо, нарушившее их, за это ответственность.
Объективная сторона преступления включает:
- нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта,
- наступление вредных последствий - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба,
- причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступлением вредных последствий.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта может быть совершено путем действия или бездействия, а также выражаться в превышении скорости железнодорожного транспорта, самовольном занятии перегона железнодорожным составом, неправильным маневрированием ручным или морским судном, невыполнение схемы полетов пилотом самолета и т. п. Нарушение правил эксплуатации может заключаться в использовании транспорта по назначению, выезде на технически неисправном транспорте и т. д.
Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является наступление общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда человеку либо причинение крупного ущерба. Крупный ущерб включает в себя гибель ценного груза, непроизводительный простой, аварии, повлекшие разрушение поездов, судов и т. п.
Степень тяжести вреда здоровью устанавливается судебно-медицинской экспертизой. Так, причинение вреда здоровью средней тяжести считаются трещины и переломы мелких костей, ребер, вывихи в мелких суставах, потеря слуха на одно ухо, потеря пальца руки или ноги и др. Тяжкими повреждениями являются повреждения, опасные для жизни человека, такие как: проникающие ранения черепа, переломы костей свода и основания черепа, ранения живота, проникающие в полость брюшины, и т. д.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных вредных последствий.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит возможность наступления указанных вредных последствий, но самонадеянно рассчитывать на их предотвращение, либо не предвидит возможность их наступления, хотя должно было и могло это предвидеть.
Субъектом преступления является лицо, обязанное соблюдать правила движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой им работы или занимаемой должности. В ч. 2 установлена уголовная ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 ст. 263 - смерть двух или более лиц.
Преступления, непосредственно связанные с использованием транспортных средств
|