Объектом преступления являются отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта.
Объективная сторона преступления заключается в бездействие - невыполнение капитаном судна определенных обязанностей, в частности, в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Уголовная ответственность за это деяние введена на основе международных конвенций об оказании помощи терпящим бедствие, гибнущим на море или ином водном пути. В соответствии с этими конвенциями на капитана судна возлагается обязанность по оказанию помощи, невыполнение которой уголовно наказуемо при условии отсутствия серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Уголовная ответственность наступает при неоказании помощи терпящим бедствие людям, которым реально угрожает гибель при оставлении их без помощи. Потерпевшим может быть гражданин любого государства.
Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи людям, терпящим бедствие.
Состав этого преступления формальный.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной виной. Вина в форме прямого умысла, так как капитан сознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, и то, что может оказать помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но уклоняется от оказания этой помощи и преступно бездействует.
Субъектом преступления может быть только капитан судна или лицо, исполняющее его обязанности, не оказавшие помощи терпящим бедствие.
Преступления в сфере функционирования транспортных средств
|