Перед Вооруженными Силами стоят важные задачи, направленные на укрепление обороноспособности страны. Часть из них реализуется в ходе прохождения военной службы. Для выполнения тех или иных поручений отдаются приказы. Приказ - это проявление воли командира (начальника), который должен быть исполнен. Приказ должен быть отдан в установленном порядке. Приказы могут отдавать только те военнослужащие, в чью компетенцию это входит, и одни военнослужащие могут выступать начальниками по отношению к другим и являться подчиненными для третьих.
Как правило, приказы отдаются командирами. Согласно ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание". Таким образом, командиры отвечают практически за все, что происходит в воинском подразделении. Приказ является своего рода инструментом, с помощью которого выполняются поставленные цели.
Приказ должен соответствовать определенным требованиям. К сожалению, имеют место незаконные приказы. Поэтому следует иметь в виду, что неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность (ст. 42 УК).
Согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Ответственность за это преступление наступает, если в результате неисполнения приказа будет причинен существенный вред. Понятие существенного вреда - оценочное, и в каждом конкретном случае определяется органами предварительного расследования и судом.
Статья 332 имеет 3 части:
- Первая часть предусматривает уголовную ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы. Понятие «существенный вред» оценочное и определяется органами следствия и судом.
- Вторая часть - ответственность за совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия. Понятие этих групп лиц дается в комментарии в ст. 35 УК. Понятие «тяжкие последствия» - оценочное и также определяется органами следствия и судом в каждом конкретном случае.
- Третья часть предусматривает ответственность за совершение преступления вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
Объект преступления - установленный порядок воинской подчиненности. Объективная сторона - действие или бездействие, характеризующиеся открытым отказом от исполнения приказов начальника, а равно иным неисполнением приказа.
Субъективная сторона может заключаться как в прямом умысле, так и неосторожности, то есть совершении преступления по легкомыслию или небрежности.
Субъектами преступления являются военнослужащие. Наказание за данное преступление включает в себя как ограничение по военной службе, так и арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы.
Преступления, связанные с нарушением правил подчиненности и взаимоотношений между военнослужащими:
- Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)
- Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ)
- Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ)
- Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ)
- Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ)
|